Лицензия МЧС | Лицензия ФСБ | Вступление в СРО | Сертификат ISO | ГАЗПРОМСЕРТ | Стоимость Телефон: 8 (910) 577-85-50
» » Применение санкций во внешней политике

Применение санкций во внешней политике

Автор: anatolich от 1-05-2014, 21:11


продажа квартир в пущино купить таунхаус в подмосковье цена гагарина

I. Теоретические положения.

Комплекс принудительных мер (санкций) широко применяется в международной право-вой практике для регулирования межгосударственных отношений. После окончания жёсткого военного соперничества между ведущими мировыми державами, особую роль стала играть политика ненасильственного давления, как инструмент регулирования международных отношений.
 
Санкции – это ответные принудительные меры, применяемые тогда, когда государство-правонарушитель добровольно и добросовестно не выполнило своих юридических обязанностей. Виды и объём санкций зависит от характера совершённого правонарушения и его вредных последствий. Устав ООН не называет, каковы могут быть меры, объём и режим санкций. Как правило, в современной мировой практике применяются, преимущественно, экономические санкции, содержание которых составляет достаточно широкий перечень. Однако возможны и иные виды санкций. Таким образом, санкция выступает как правовое последствие правонарушения и выражается в применении к государству-правонарушителю мер принуждения.
Применение санкций во внешней политике
После того, как цели по восстановлению международного правонарушения, преследуемые введением санкций, будут достигнуты, пострадавшее государство вправе сформулировать обязательный пакет соглашений, регулирующих дальнейшие взаимоотношения между государствами.
 
Санкции в нынешнем понимании появились в Уставе Лиги Наций (1920 г.). Так ст. 16 предусматривала санкции, т.е. принудительные меры, для государств, использующих силу как метод разрешения споров. В качестве способов воздействия предлагались: запрещение каких-либо сношений между гражданами государства-правонарушителя и государств – членов Лиги; разрыв торговых и финансовых связей; прекращение торговых, финансовых и личных отношений между гражданами государства-правонарушителя и государств – членов Лиги Наций.
 
Государства могут применять принудительные меры в тех случаях, когда средства политико-дипломатического воздействия исчерпаны. По оценкам аналитиков, в стенах ООН всё чаще стал проявляться так называемый «санкционный синдром», то есть стремление шире и активнее применять санкции, как одну из составляющих комплекса принудительных мер по отношению к государствам-нарушителям. Это свидетельствует о том, что политика ненасильственных мер принуждения становится главнейшим механизмом регулирования международных отношений в современную эпоху, в противовес военному давлению прошлого. Например, в 1993 г. Совет Безопасности ООН принял решение о применении принудительных мер против Ливии без применения вооружённых сил, с целью до-биться от неё выдачи террористов.

Этапы реализации принудительных мер во внешней политике могут включать в себя:

   1. нота протеста МИД (дипломатия);

   2. санкции;

      а) экономико-технологические санкции (разнообразные меры научно-технического и экономического ограничения);
      б) социальные санкции (против отдельных групп населения);
      в) торговые санкции (ограничение или полное прекращение торговых отношений);
      г) военные санкции (ограничение или полное прекращение военного сотрудничества);
      д) культурные санкции (ограничение или полное прекращение культурных контактов);

   3. блокада и демонстрации военной силы.


Механизм введения и действия принудительных мер по отношению к государству-правонарушителю может быть реализован по представленной нарастающей схеме. После совершения правонарушения, МИД пострадавшего государства выражает протест относительно совершённых действий и требует от государства-правонарушителя восстановить законность. Если дипломатические меры будут исчерпаны, вводится санкционная политика по отношению к государству-правонарушителю, которая должна содержать комплекс разнообразных мер принуждения. В крайних случаях возможна полная блокада государства-правонарушителя и демонстрация военной мощи, как акция силового устрашения.

II. О практике применения санкций в международном праве.

Санкции, являясь ненасильственными ответными мерами (контрмерами), должны применяться государством при ведении внешней политики в соответствии со своими интереса-ми. В общемировом контексте сохраняется «потенциальная возможность применения Россией контрмер ненасильственного характера, в частности реторсии в отношении стран Балтии и ряда стран СНГ, в связи с возможным ущемлением прав русского (русскоязычного) населения» (Жданов Ю.Н. Принудительные меры в международном праве. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора юридических наук. – М., 1999. – С. 7). Более того, политика санкций намного более оправдана с правовой точки зрения, нежели агрессивные военные меры во внешней политике, проводимые отдельными странами (например, вторжение США и их союзников в Афганистан и Ирак).
 
Санкции являются важнейшей составляющей политики контрмер по отношению к государству-нарушителю, и могут применяться, согласно постановлениям Комиссии между-народного права ООН, в случае международной противоправности действий, в ответ на которые они совершаются. К подобным международным правонарушениям относятся, в первую очередь, различные виды дискриминации и действия, представляющие «угрозу миру». В то же время, контрмеры не могут сами нарушать права человека.
 
Международное право допускает использование санкций межгосударственными организациями (как универсальными, ООН и её специализированные учреждения, так и региональными, Организация американских государств – ОАГ, Лига арабских государств и т.д.), группами стран и отдельными государствами.
 
Но в последнее время актуальность приобретает практика применения принудительных мер со стороны отдельных государств.
 
Особый интерес представляет рассмотрение практики применения санкций во внешней политике на примере США, как одного из ведущих мировых государств, обладающего мировым влиянием сравнимым с влиянием и историческим предназначением России.
 
Применение санкций во внешней политике
США впервые прибегли к политике санкций в начале XIX в., когда президент Т. Джефферсон наложил эмбарго на торговлю с европейскими державами. В 1917 г. Конгресс легализовал политику применения санкций, приняв «Закон о торговле с врагом» (Trading with Enemy Act), который предоставил главе государства широкие полномочия по ограничению торговых и финансовых связей с враждебными странами. Американский президент Вудро Вильсон активно поддерживал применение политики санкций, считая их наиболее приемлемым в современных условиях средством регулирования внешней политики.
 
С 1916 по 1990 гг. Вашингтон 116 раз вводил санкции против других государств (Подробнее см.: Сидоров А.А. Экономические санкции в международных конфликтах: опыт США // Конфликты и кризисы в международных отношениях: проблемы теории и истории. – М., 2001. – С. 58-60).
 
В 80-90-е гг. в развитии механизма применения экономических санкций США чётко наметилась тенденция к принятию адресных законодательных мер, нацеленных против конкретных нарушений со стороны отдельных государств. Таким образом, правоприменение санкций стало активней переходить из области теории в область регулярного практического применения, становясь нормой межгосударственного общения.
 
В 90-е гг. ряд принятых законопроектов фактически установил правовые нормы для применения санкций Статут о свободе и демократической солидарности с Кубой легализовал все существовавшие санкции против Кубы и наделил президента полномочиями сокращать помощь США тем странам, которые предоставляют её Кубе. В частности, третий раздел документа позволил даже гражданам США подавать иски в суды своей страны против зарубежных компаний и лиц, имеющих дело с национализированной революционными властями бывшей американской собственностью на Кубе. Другой раздел запретил выдавать визы на въезд в США руководителям компаний, уличённых в действиях, против которых нацелен данный документ, и членам их семей.
 
Правительство США фактически ввело в международную правовую практику возможность одностороннего введения санкций. Но применялись преимущественно экономические санкции, которые не всегда приводили к достижению поставленной цели. Соответственно, возникает необходимость в применении более широкого спектра санкций в дальнейшем.
 
Политика принудительных мер должна безоговорочно применяться в случаях угрозы национальной безопасности России, угрозы её территориальной целостности и в случаях на-рушения прав народов России и соотечественников за рубежом.



Другие новости по теме:

Противоречия между монетарной и фискальной политикой

Современными специалистами взаимосвязь монетарной и фискальной политики рассматривается преимущественно в рамках влияния дефицита (профицита) государственного

Использование правовых инструментов в спорах между

Острейшие споры между иностранными предприятиями и отечественными заинтересованными группами вызывает использование правовых инструментов. В сравнении с

Метод проверки списка для оценивания иностранных рынков или

После того, как основное решение относительно интернационализации определенного предприятия принято (в частности, в соответствии с вышеописанными теориями

Применение вибрационных машин

Отдельно следует остановиться на работах, имевших целью расширение границ использования вибрационных машин для погружения шпунта, свай и труб. Наиболее

Россиян, у которых есть счёт в заграничном банке могут

Борьба с офшорами, которую намерены активизировать экономические власти России, коснется также и рядовых граждан, а не только бизнеса.  Дамоклов меч

В Госдуме обсудили проблемы малого и среднего бизнеса

   В Государственной Думе состоялся круглый стол «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ», организованный



« Вернуться Просмотров: 2164 Размещено в категории: Законы
Разработано © 2012-2015 Web-студия Netesov Все права защищены.
Адаптировано к ©2015